«Согласовано» Рассмотрено и одобрено «Утверждаю»
Председатель на заседании педагогического Директор МАУДО
Профкома ДЮСШ Совета ДЮСШ «Октябрьская ДЮСШ»
_________________ от «____» _________ 20___ г. ____________________
Гладкова О.А. М.А. Бабин.
Положение
о внутренней системе оценки качества образования
МАУДО «Октябрьская ДЮСШ»
с. Октябрьское, 2013 г.
- Общие положения.
1.1. Положение о системе оценки качества образования МАУДО «Октябрьская ДЮСШ» разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом школы, Программой развития ДЮСШ.
1.2. Настоящее Положение определяет цели, задачи, принципы и критерии системы оценки качества образования, ее организационную и функциональную структуру, устанавливает единые требования при реализации внутришкольной системы оценки качества образования (далее - СОКО) и стимулирования педагогических работников.
- Настоящее Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников школы, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству.
- В настоящем Положении используются следующие термины:
Качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов, условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям
Оценка качества образования – определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса и образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Внутришкольная система оценки качества образования - целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления школой, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования;
Экспертиза – всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности.
- Положение о СОКО, а также дополнения и изменения к нему рассматриваются на заседании педагогического совета, согласовываются с председателем профсоюзного комитета и утверждается директором школы.
- Основными пользователями результатов СОКО являются:
- обучающиеся и их родители;
- педагогические работники школы;
- администрация школы;
- Совет школы;
-общественные организации, заинтересованные в оценке качества образования.
- Диагностические и оценочные процедуры в рамках СОКО проводятся с привлечением администрации школы, педагогического совета и тренерско-методического совета ДЮСШ.
2. Цели, задачи, функции и принципы СОКО
2.1. Цели СОКО:
- получение объективной информации о состоянии качества образования, тенденциях, его изменениях и причинах, влияющих на его уровень;
- создание единой системы диагностики и контроля состояния образования в школе, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования;
- получение объективной информации о состоянии качества образования в ОУДОД, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
- повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием;
- принятие обоснованных управленческих решений администрацией школы.
2.2. Задачи СОКО:
- формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению;
- информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга ДЮСШ;
- разработка единой информационно-технологической базы системы оценки качества образования;
- определение результативности образовательного процесса, эффективности учебных программ, их соответствия нормам и требованиям стандартов, оценка реализации инновационных введений в школе;
- прогнозирование развития УДО, сравнение качества образовательных услуг школы с качеством образовательных услуг других школ области;
- совершенствование условий и обеспечение функционирования школьной образовательной статистики и мониторинга качества образования;
- выявление факторов, влияющих на образовательные результаты;
- повышение квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к лицензированию и аккредитации школы, аттестации педагогов, индивидуальных достижений обучающихся;
- определение рейтинга педагогов и стимулирующей надбавки к заработной плате за высокое качество обучения и воспитания;
- определение рейтинга обучающихся на основе учебных и внеучебных достижений, ключевых компетенций;
- реализация механизмов общественной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии стратегических решений в области оценки качества образования;
- стимулирование инновационных процессов к поддержанию и постоянному повышению качества и конкурентоспособности.
2.3. Функции СОКО:
- обеспечение ФГС и требований спортивной подготовки качества образования и удовлетворение потребности в получении качественного образования со стороны всех субъектов дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности;
- организация и проведение промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;
- аналитическое сопровождение управления качеством обучения и воспитания обучающихся;
- экспертиза, диагностика, оценка и прогноз основных тенденций развития МАУДО «Октябрьская ДЮСШ»;
- информационное обеспечение управленческих решений по проблемам повышения качества образования;
- обеспечение внешних пользователей информацией о развитии образования в ДЮСШ.
2.4. Принципы СОКО:
- объективность, достоверность, полнота и системность информации о качестве образования;
- открытость, прозрачность процедур оценки качества образования;
- сопоставимость системы показателей с региональными аналогами;
- доступность информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
- соблюдение морально – этических норм при проведении процедур оценки качества образования.
2.5. Объекты оценки качества образования:
- индивидуальные достижения обучающихся;
- продуктивность, профессионализм и квалификация педагогических работников;
- образовательные программы;
- материально-технические ресурсы ДЮСШ.
2.6. Предмет оценки:
- качество индивидуальных образовательных результатов (уровень усвоения образовательных программ, сформированные мотивации к учебной деятельности);
- качество условий образовательного процесса (эффективность использования материально-технических ресурсов, кадровый потенциал учреждения и эффективность деятельности педагогов);
- качество образовательного процесса (комфортность образовательного процесса, адаптированность образовательной программы к образовательным потребностям обучающихся, степень открытости и доступность образования).
3. Организационная структура СОКО
3.1. В структуре СОКО выделяются следующие элементы.
- Педагогический совет;
- администрация;
- тренерско-методический совет;
- методические объединения;
- Профсоюзный комитет;
3.2. Согласованная работа всех организационных структур СОКО позволяет обеспечить школьный стандарт качества образования.
3.3. Школьный стандарт качества образования включает:
- обоснованность целей, ценностей и содержания школьного компонента образования;
- качество материально-технического обеспечения образовательного процесса;
- качество дополнительных образовательных программ и используемых образовательных технологий;
- качество освоения каждым обучающимся разделов программы;
- определенный уровень спортивных достижений учащихся;
- доступность и качество дополнительного образования обучающихся;
- обеспечение безопасности и здоровья обучающихся;
- обеспечение психологического комфорта и доступности образования в школе;
- обеспечение дифференцированного подхода, к имеющим специфические образовательные потребности;
- высокую квалификацию педагогов.
4. Компетенции структурных элементов СОКО
Полномочия в вопросах оценки качества образования в ДЮСШ определены с учетом компетенции субъектов системы оценки качества образования, их функций в организации и проведении оценивания.
4.1. Педагогический совет:
1)участвует в разработке методики оценки качества образования и системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в ДЮСШ;
2)обеспечивает проведение в школе мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования и контрольно-оценочных процедур;
3)организует систему мониторинга качества образования в школе, а также сбор, обработку, хранение и предоставление информации о состоянии и динамике развития системы образования в школе, анализирует результаты оценки качества образования на общешкольном уровне;
4)определяет способы организации информационных потоков для пользователей системы оценки качества образования;
5)разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование СОКО;
6)изучает, обобщает и распространяет передовой инновационный опыт тренеров-преподавателей ДЮСШ;
7)проводит экспертизу организации, содержания и результатов аттестации, обучающихся ДЮСШ и формирует предложения по их совершенствованию;
8)принимает управленческие решения по результатам оценки качества образования на школьном уровне.
4.2. Администрация школы:
1)осуществляет политику в сфере образования, обеспечивающую учет особенностей школы, направленную на сохранение и развитие единого образовательного пространства, создание необходимых условий для реализации конституционных прав граждан России на получение дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности;
2)обеспечивает государственную поддержку обучения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
3)формирует стратегию развития системы доп.образования;
4)координирует деятельность тренеров-преподавателей;
5)разрабатывает и утверждает локальные документы в области дополнительного образования;
6)анализирует состояние и тенденции развития системы образования ДЮСШ, разрабатывает программу развития дополнительного образования и организует ее реализацию;
7)осуществляет в установленном порядке сбор, обработку, анализ и предоставление государственной статистической отчетности в сфере дополнительного образования;
8)организует прохождение процедуры государственной аккредитации школы в установленном законодательством порядке;
9)осуществляет в рамках своей компетенции организационно-методическое обеспечение итоговой государственной аттестации и контроль качества подготовки выпускников по завершении каждого этапа подготовки в соответствии с ФГТ в порядке, установленном законодательством;
10)осуществляет надзор и контроль в сфере образования и исполнения федеральных государственных требований тренерами-преподавателями;
11)обеспечивает нормативно- правовое регулирование процедур оценки качества образования в части установления порядка и форм его проведения;
12)осуществляет разработку критериев оценивания, нормативного обеспечения порядка и процедуры оценивания, предложений по совершенствованию измерительных материалов;
13)устанавливает порядок разработки и использования контрольных измерительных материалов для оценки состояния образовательной системы, педагогических и руководящих работников школы, индивидуальных достижений обучающихся, в том числе в соответствии с ФГТ;
14)утверждает комплекс показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы дополнительного образования в ДЮСШ;
15)принимает управленческие решения по результатам оценки качества образования.
4.3. Тренерско-методический совет:
1)анализирует ход, результаты и эффективность выполнения школьной программы развития, представляет по итогам анализа соответствующие отчеты;
2)разрабатывает исследовательские методики и аналитические инструменты для изучения состояния дел в системе образования и других секторах социальной сферы;
3)осуществляет сбор информации о состоянии и тенденциях изменения системы образования, управления ею, их основных подсистем в рамках практико-ориентированной исследовательской работы по конкретной профильной тематике;
4)готовит аналитические доклады, справки и записки по ключевым вопросам развития системы образования и системы управления ею;
5)анализирует стратегические документы, проводит их экспертизу с предоставлением аргументированных экспертных заключений;
6)изучает, обобщает и распространяет лучший опыт педагогов;
7)разрабатывает методические рекомендации по подготовке стратегических документов, развитию инновационной, экспериментальной, проектной деятельности и управлению проектами;
8)содействует организации повышения квалификации педагогических работников школы;
9)разрабатывает и внедряет в практику модель сопровождения одаренных детей и детей с особыми образовательными потребностями.
4.4. Методические объединения:
1)разрабатывают методики оценки качества образования;
2)проводят мониторинговые, социологические и статистические исследования по вопросам качества образования;
3)участвуют в разработке программного обеспечения для сбора, хранения и статистической обработки информации о состоянии и динамике развития системы образования в школе;
4)организуют систему мониторинга качества образования в школе, осуществляют сбор, обработку информации о состоянии и динамике развития системы образования в школе, анализируют результаты оценки качества образования;
5)организуют изучение информационных запросов основных пользователей образовательными услугами и участников образовательного процесса;
6)разрабатывают мероприятия и готовят предложения, направленные на совершенствование системы контроля и оценки качества образования, участвуют в этих мероприятиях;
7)изучают, обобщают и распространяют опыт построения, функционирования и развития СОКО;
8)организуют и проводят школьные предметные олимпиады, смотры - конкурсы, физкультурно- оздоровительные и спортивно - массовые мероприятия;
9)осуществляют экспертизу образовательных программ;
10)содействуют обеспечению эффективного распространения инновационного опыта учителей и тренеров - преподавателей.
- Профсоюзный комитет:
1)контролирует исполнение трудового законодательства, дополнительных соглашений к трудовым договорам сотрудников, Коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций работников образовательного учреждения;
2)участвует в определении стимулирующих доплат педагогическим работникам по результатам оценки качества образования;
3) участвует в поощрении педагогических работников за высокие показатели качества образования.
5.1. СОКО включает следующие компоненты:
- система сбора и первичной обработки данных;
- система анализа и оценки качества образования;
- система обеспечения потребителей статистической и аналитической информацией.
5.2. Реализация СОКО осуществляется посредством существующих и разрабатываемых процедур контроля и оценки качества образования:
1)государственной (итоговой) аттестации выпускников;
2)промежуточной аттестации обучающихся;
3)независимой оценки качества образования;
4)портфолио;
5)аттестации педагогических и руководящих работников;
6)системы внутришкольного контроля;
7)системы медицинских исследований обучающихся, проводимых по инициативе школьной медицинской службы, администрации и органов общественного управления школой;
8)государственной аккредитации образовательного учреждения;
9)результатов статистических (проведенных по инициативе администрации и общественных органов управления школой) и социологических исследований.
5.3. Доступ к получению информации в рамках СОКО определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими функционирование школьной информационной системы образования.
5.4.Распространение информации о результатах оценки качества образования осуществляется посредством публикаций, публичных и аналитических докладов о состоянии качества образования. Доступ к данной информации является свободным для всех заинтересованных лиц.
5.5.Итоги оценки качества образования используются для стимулирования обучающихся, педагогов.
6. Критерии и показатели, используемые в СОКО
6.1. Индивидуальные образовательные результаты
В качестве индивидуальных образовательных результатов рассматриваются:
- спортивные достижения по отдельным видам спорта;
- отношение к учебным занятиям;
- удовлетворенность образованием;
- социальный опыт, самореализация, самовыражение
- степень участия в образовательном процессе (активность на занятии, участие в общественной жизни школы и т. д.).
Критерий |
Показатель |
Индикатор |
Ед - цы |
Уровень спортивных достижений |
Участие в предметных олимпиадах |
Доля числа призеров муниципального этапа олимпиад от общего количества обучающихся школьной команды |
% |
Доля числа призеров республиканского этапа олимпиад от общего количества обучающихся школьной команды
|
% |
||
Участие в творческих конкурсах и спортивных соревнованиях |
Доля числа участников конкурсов и соревнований от общего числа обучающихся |
% |
|
Доля числа призеров конкурсов и соревнований от общего числа участников |
% |
||
Получение сертификатов об образовании |
Доля числа выпускников, получивших сертификат об окончании ДЮСШ |
% |
|
Потери в системе |
Доля числа обучающихся, выбывших по неуважительной причине из школы |
% |
|
Уровень социализации |
Социальная проба Социальная практика |
Количество социальных партнеров |
абс. число |
Доля обучающихся, участвующих в реализации социальных проектов
|
% |
||
Готовность к продолжению образования |
Доля обучающихся, поступивших в учреждения СПО, НПО, ВУЗы (по каждому типу – отдельно)
|
% |
|
Асоциальное поведение |
Доля числа несовершеннолетних обучающихся, совершивших правонарушения, от общего числа обучающихся 14-17 лет |
% |
|
Доля числа несовершеннолетних обучающихся, состоящих на учете в ПДН, от общего числа обучающихся 14-17 лет |
% |
||
Доля числа обучающихся, состоящих на внутришкольном учете |
% |
||
Безопасность и здоровье |
Уровень здоровья обучающихся |
Отношение числа детей с патологиями при поступлении в школу, к количеству выпускников, имеющих патологии при выходе из школы |
абс. число |
Уровень травматизма |
Доля числа зафиксированных случаев травматизма от общего числа обучающихся |
% |
6.2. Условия образовательного процесса
В качестве условий образовательного процесса рассматриваются:
- условия организации образовательного процесса;
- продуктивность, профессиональная компетентность педагогических работников;
- реализация образовательных программ.
Критерий |
Показатель |
Индикатор |
Ед - цы |
Материально-технические условия |
Информационное обеспечение
|
Доля числа кабинетов, имеющих ПК
|
% |
Доля кабинетов, имеющих выход в Интернет |
% |
||
Доля числа кабинетов, подключенных к локальной сети |
% |
||
Количество обучающихся на один компьютер |
абс. число |
||
Количество мультимедийной техники |
абс. чис |
||
|
Обеспеченность инвентарем и оборудованием |
Доля спортивных объектов, оснащенных учебно-спортивным оборудованием и инвентарем не менее чем на 70% |
% |
Кадровое обеспечение |
Образование педагогов |
Доля числа педагогов с высшим образованием |
% |
Квалификация педагогов |
Доля числа педагогов, имеющих квалификационные категории |
% |
|
Доля числа педагогов, имеющих первую квалификационную категорию |
|
||
Доля числа педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию |
% |
||
Доля числа педагогов, прошедших курсовую переподготовку в текущем учебном году |
% |
||
Организация образовательного процесса |
Количество СОГ |
Доля обучающихся к общему количеству детей ДЮСШ |
% |
Количество ГНП |
Доля обучающихся к общему количеству детей ДЮСШ |
% |
|
Количество УТГ |
Доля обучающихся к общему количеству детей ДЮСШ |
|
|
Удовлетворе-ние индивидуаль-ных запросов обучающихся |
Количество обучающихся, посещающих 2 и более отделения |
Доля обучающихся к общему количеству детей ДЮСШ |
% |
Платные образовательные услуги |
Доля числа обучающихся, охваченных данной услугой от общего количества обучающихся |
% |
|
Управление образователь-ным учреждением |
Нормативно-правовая документация |
Наличие учредительных документов |
|
Ведение школьной документации в соответствии с требованиями |
|
||
Привлечение общественности в управление ОУ |
Наличие действующего педагогического Совета ОУ |
|
|
Эффективность управления |
Доля числа респондентов, удовлетворенных управлением образовательной системой, от общего количества опрошенных |
% |
|
Реализация образователь-ных программ |
Соответствие выбранных УМК федеральному перечню |
Доля УМК, соответствующих ФГТ |
% |
Соответствие используемых технологий требованиям образовательной программе |
Использование активных и интерактивных методов обучения |
Доля тренеров-преподавателей, использующих активные и интерактивные методы обучения на практике |
% |
6.3. Образовательный процесс
Под качеством образовательного процесса понимается:
- качество образовательных технологий;
- качество доступности образования.
Критерий |
Показатель |
Индикатор |
Ед - цы |
Наполняе-мость групп |
70% |
Доля количества групп, в которых наполняемость превышает 15 человек от общего количества групп |
% |
Реализуемые учебные программы |
Общеобразовательные |
Доля числа реализуемых показателей от общего количества показателей |
% |
Формы организации учебного процесса |
Групповые
|
Доля числа реализуемых показателей от общего количества показателей |
% |
Индивидуальные |
|||
Научно-методическая деятельность педагогиче-ского коллектива |
Организация инновационной деятельности |
Доля количества педагогов, занятых научно-исследовательской работой и проектной деятельностью, от общего числа педагогов |
% |
Доля количества педагогов, применяющих инновационные педагогические технологии, от общего числа тренеров |
% |
||
Презентация и популяризация собственной педагогической деятельности |
Доля числа педагогов, активно участвующих в работе методических семинаров различного уровня (выступления, открытые занятия, мастер-классы на уровне школы, района, области)
|
% |
|
Доля числа тренеров, имеющих собственные публикации |
% |
||
Доля педагогов, принимающих участие в профессиональных конкурсах, грантах различных уровней |
|
||
Воспитатель-ная работа |
Целостная система воспитательной работы |
Наличие в ОУ традиций, циклограммы проводимых мероприятий |
|
спортивно-массовая работа |
Динамика посещений мероприятий, турниров, соревнований, посещение музеев, экскурсий, театры, кино. |
% |
|
Патриотическое воспитание |
Динамика проводимых мероприятий и акций по данному направлению |
% |
|
Духовно-нравственное и эстетическое воспитание |
Динамика проводимых мероприятий и акций по данному направлению |
% |
|
Участие в муниципальных и региональных конкурсах по направлениям работы |
Доля числа победителей и призеров от общего числа участников
|
% % |
|
Связь с ВУЗами, колледжами |
Привлечение педагогов высшей школы для проведения учебных занятий |
Наличие договоров между школой и ВУЗом, колледжем |
|
Соответствие запросу родителей и обучающихся |
|
Доля числа респондентов, удовлетворенных организацией образовательного процесса (по каждой категории отдельно) |
% |
7. Общественная экспертиза качества образования
7.1. СОКО обеспечивает реализацию прав родительской общественности, общественных объединений по включению в процесс оценки качества образования в школе.
7.2. Общественная экспертиза качества образования обеспечивает соответствие требований, предъявляемых к качеству образования социальным ожиданиям и интересам общества и развитие механизмов независимой экспертизы качества образования.
7.3. К общественной экспертизе допускаются общественные эксперты, имеющие удостоверение эксперта.
7.4. Основными объектами общественной экспертизы качества образования выступают:
- личные достижения обучающихся (на основе обобщенных результатов);
- общий уровень духовного, нравственного, социального и культурного развития учащихся школы;
- условия, созданные в школе в целях сохранения и укрепления психического и физического здоровья школьников;
- эффективность управления школой, в том числе в финансово-экономической сфере.
7.5. Основными объектами общественной экспертизы качества образования выступают:
- качество образовательных программ; уровень развития психических функций учащихся по результатам профессионально-психологических исследований (в обобщенном виде);
- результаты тестов, опросников и т.д., полученные в ходе педагогического, психологического, социально-педагогического тестирований;
- условия, созданные для реализации программ ДОД, реализации индивидуальных запросов обучающихся, там, где для их анализа требуются специальные педагогические или психологические знания.
Положение обсуждено и принято педагогическим советом школы (протокол №2 от 08.11.2013 г.).